Жизнеспособность предприятия
firm viability
Жизнеспособность предприятия привлекает внимание и практиков и теоретиков. Но далеко не всегда её удаётся обеспечить. Возможно, и потому что в её определениях наблюдаются зияющие пустоты. К чему только не сводят жизнеспособность предприятия. Здесь и эффективность, и качество менеджмента, и устойчивость функционирования, и адаптивность и многое другое, абсолютно не проясняющее ситуацию.
Интересной представляется трактовка этого понятия и явления китайским экономистом с американским образованием Джастином Йифу Линем. Её он проедставил в своей книге "Демистификация китайской экономики".
Жизнеспособность предприятия – способность предприятия без государственной поддержки получать приемлемую нормальную прибыль в условиях открытого свободного и конкурентного рынка.
Приемлемая нормальная прибыль – средняя прибыль приемлемая с точки зрения рынка.
Открытый рынок - национальный рынок, связанный с зарубежными. Конкурентный рынок –рынок без монополии.
Главная проблема формирования условий жизнеспособности – убежденность большинства людей, включая элиту, в том, что поскольку современные технологии развитых стран дают более высокие результаты, то определяющее условие жизнеспособности – внедрение таких передовых технологий.
На самом деле логика приведенного рассуждения – чисто внешняя. Оно – внутренне не логично - выбор технологии должен соответствовать структуре обеспеченности факторами производства. Рентабельный выбор для экономики США, где капитал в относительном избытке - капиталоёмкая технология. Для экономики Китая, где в относительном избытке труд, такой выбор будет наиболее затратным и приведет к нежизнеспособности предприятия.
Практическим доказательством могут служить два случая. В первом случае был приобретен сборочный конвейер у французской компании Citroen для производства автомобилей Fukang в городе Ухань. Во втором случае - конвейер у японской компании Honda для производства автомобилей Honda Accord в городе Гуанчжоу.
Но технологические условия приобретения были разные. В первом случае – капиталоёмкими. Французский конвейер привезли целиком за 1,15 млрд. дол.. Во втором случае – относительно трудоёмкими. Японский конвейер адаптировали к китайским реалиям, часть оборудования заменили ручным трудом, и стоимость конвейера составила немногим более 300 млн. долл.. Прибыли от производства автомобилей Honda Accord намного превысили доходы от производства автомобилей Fukang.
Отсюда следуют два вывода. Первый – жизнеспособность предприятий зависит не столько от качества менеджмента на них, сколько от того, реализуется ли в экономике страны стратегия использования сравнительных преимуществ. Вывод второй – иностранные инвестиции в местную экономику не могут быть столь масштабными, как ожидается и с их помощью не изменить сравнительные преимущества развивающейся экономики.